Назад

Как франчайзер контролирует франчайзи – его права и обязанности

Эрик Картман

Автор статьи:Эрик Картман

Администратор сайта

2304 просмотров
Нет комментариев

Любой договор подразумевает от двух сторон, которые его заключают выполнения обязанностей, возложенных на них. Также две стороны имеют права, которые должны обоюдно соблюдать и выполнять. Договор франчайзинга не исключение, франчайзер свои права понимает достаточно ясно, а вот права франчайзи далеко не всегда поняты ему самому и их следует разъяснить.

Права франчайзи: защищен ли он от франайзера

Рассматривать права франчайзи без его обязанностей нелогично, ведь многие выплывают друг из друга и поддерживают.

Итак, среди обязанностей и прав следующие:

  1. Оплата обязательных платежей паушального взноса, роялти, рекламных и других предусмотренных договором платежей. Зачастую франчайзи имеет право отсрочить некоторые взносы.
  2. Торговая марка и бренднейм – тут франчайзи имеет право и обязан использовать их. Интересно, что невыполнение франчайзи этого пункта наделяет франчайзера правами в одностороннем порядке разорвать договор. В итоге франчайзи остается без своего дела, так как после расторжения соглашения он работать, используя бренд, не может и без дохода. Естественно, уже внесенные платежи ему никто не вернет.
  3. Принимая право использовать торговую марку и заплатив за это паушальный взнос, франчайзи также приобретает обязанность следовать стандартам, которые устанавливает владелец прав. Это же касается и других условий франчайзинговой программы – следование им должно быть четким и неукоснительным.
  4. Франчайзер не имеет права параллельно работать по другому договору франчайзинга с конкурентом; этот момент зачастую прописывается в соглашении.

Среди исключительных прав, которые зачастую указываются в договоре: право вносить предложение относительно совершенствования системы, рекламы, развития сети. Также он может, в пределах соглашения, заниматься ценообразованием.

Право на субфранчайзинг

Некоторые франчайзеры предоставляют право своему франчайзи заключать договора субфранчайзинга. Так как это право возможно, в сути этого понятия также следует разобраться.

Среди основных черт такого соглашения:

  • Длительность его не может быть больше чем срок договора с франчайзером.
  • Если основной договор расторгается, сделка субфранчайзинга тоже.
  • Если франчайзи выходит из дела, права перед субфранчайзи берет на себя компания лицензиат.

Обратите внимание! Именно франчайзи несет ответственность за обучение, работу и результаты субфранчайзи.

Права и обязанности в этом случае несколько иные, а именно:

  1. Субфранчайзи может ограничивать территорию работы нового партнера.
  2. Также могут быть ограничения по объему выпускаемых товаров, предоставляемых услуг.
  3. Определенный уровень цен на товары/услуги.

Пропорционально этим ограничениям меняется и размер вознаграждения. К примеру, если субфранчайзи гарантирует работу нового партнера в определенной ограниченной территории и обещает, что другим предпринимателям лицензии продавать не будет, размер паушального взноса может значительно возрасти.

Далеко не все франчайзеры готовы предоставлять право на субфранайзинг, а все потому, что может происходить разрыв между стандартами головной компании и ее франчайзи. Так происходит, потому что при заходе в новый регион и тем более страну, франчайзер не знает всех тонкостей и специфики региона, полагается в этом случае на франчайзи. Как результат внедрение местных маркетинговых и технологических моделей, которые зачастую идут в разрез со стандартами. Это значит, что теряется основная идея франчайзинга – стандарты в производстве и услугах.  Хотя подобная методика позволяет довольно быстро развить сеть в новом регионе (стране).

Риски франчайзи

У каждого франчайзи есть риски, с которыми он может столкнуться, среди самых распространенных:

  1. Нежелание франчайзера продлевать договор, особенно если он заключен на 1-2 года. За это время франшиза может просто не успеть окупиться – в результате потраченное время и деньги без ожидаемого финансового результата.
  2. Франчайзер обещает франчайзи поддержку, обучение и т.д., но эти моменты в договоре не прописываются или указываются двусмысленно. В результате ничего из обещанного франчайзи не получает, а платежи вносить должен, ведь они зачастую указаны очень четко.

Важно! Единственная защита франчайзи – это собственная предусмотрительность и внимательность. Если в договоре что-то неясно или указано недостаточно четко можно отказаться от его заключения.

Отчеты для франчайзера и частота их составления

Контроль франчайзера состоит не только в посещении торгового объекта и отслеживании выполнения стандартов, но и в проверке отчетности со стороны франчайзи. Объемы и сроки отчетности прописываются в договоре и могут отличаться в зависимости от сферы работы, объемов франшизы, количества франчайзи.

Основные виды отчетности:

  • Оборот товаров за определенный период.
  • Прибыль.
  • Количество обслуженных клиентов.
  • Текучесть кадров – это особенно важно, если обучение происходит в корпоративном университете или другой подобной структуре.
  • Другие отчеты на усмотрение франчайзера.

Заключение

Прав у франчайзи намного меньше, нежели его обязанностей. Это вполне логично, ведь в интересах франчайзера, чтобы налаженная система и его ноу-хау продолжало четко работать.

Похожие записи
2976 просмотров
Нет комментариев
Выгодна ли франшиза детского развивающего центра – инвестиции и доход Читать статью
Не нашли ответа на свой вопрос
Нет комментариев
Отправляя данную форму, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами нашего сайта.