Как франчайзер контролирует франчайзи – его права и обязанности
Содержание статьи
Любой договор подразумевает от двух сторон, которые его заключают выполнения обязанностей, возложенных на них. Также две стороны имеют права, которые должны обоюдно соблюдать и выполнять. Договор франчайзинга не исключение, франчайзер свои права понимает достаточно ясно, а вот права франчайзи далеко не всегда поняты ему самому и их следует разъяснить.
Права франчайзи: защищен ли он от франайзера
Рассматривать права франчайзи без его обязанностей нелогично, ведь многие выплывают друг из друга и поддерживают.
Итак, среди обязанностей и прав следующие:
- Оплата обязательных платежей паушального взноса, роялти, рекламных и других предусмотренных договором платежей. Зачастую франчайзи имеет право отсрочить некоторые взносы.
- Торговая марка и бренднейм – тут франчайзи имеет право и обязан использовать их. Интересно, что невыполнение франчайзи этого пункта наделяет франчайзера правами в одностороннем порядке разорвать договор. В итоге франчайзи остается без своего дела, так как после расторжения соглашения он работать, используя бренд, не может и без дохода. Естественно, уже внесенные платежи ему никто не вернет.
- Принимая право использовать торговую марку и заплатив за это паушальный взнос, франчайзи также приобретает обязанность следовать стандартам, которые устанавливает владелец прав. Это же касается и других условий франчайзинговой программы – следование им должно быть четким и неукоснительным.
- Франчайзер не имеет права параллельно работать по другому договору франчайзинга с конкурентом; этот момент зачастую прописывается в соглашении.
Среди исключительных прав, которые зачастую указываются в договоре: право вносить предложение относительно совершенствования системы, рекламы, развития сети. Также он может, в пределах соглашения, заниматься ценообразованием.
Право на субфранчайзинг
Некоторые франчайзеры предоставляют право своему франчайзи заключать договора субфранчайзинга. Так как это право возможно, в сути этого понятия также следует разобраться.
Среди основных черт такого соглашения:
- Длительность его не может быть больше чем срок договора с франчайзером.
- Если основной договор расторгается, сделка субфранчайзинга тоже.
- Если франчайзи выходит из дела, права перед субфранчайзи берет на себя компания лицензиат.
Обратите внимание! Именно франчайзи несет ответственность за обучение, работу и результаты субфранчайзи.
Права и обязанности в этом случае несколько иные, а именно:
- Субфранчайзи может ограничивать территорию работы нового партнера.
- Также могут быть ограничения по объему выпускаемых товаров, предоставляемых услуг.
- Определенный уровень цен на товары/услуги.
Пропорционально этим ограничениям меняется и размер вознаграждения. К примеру, если субфранчайзи гарантирует работу нового партнера в определенной ограниченной территории и обещает, что другим предпринимателям лицензии продавать не будет, размер паушального взноса может значительно возрасти.
Далеко не все франчайзеры готовы предоставлять право на субфранайзинг, а все потому, что может происходить разрыв между стандартами головной компании и ее франчайзи. Так происходит, потому что при заходе в новый регион и тем более страну, франчайзер не знает всех тонкостей и специфики региона, полагается в этом случае на франчайзи. Как результат внедрение местных маркетинговых и технологических моделей, которые зачастую идут в разрез со стандартами. Это значит, что теряется основная идея франчайзинга – стандарты в производстве и услугах. Хотя подобная методика позволяет довольно быстро развить сеть в новом регионе (стране).
Риски франчайзи
У каждого франчайзи есть риски, с которыми он может столкнуться, среди самых распространенных:
- Нежелание франчайзера продлевать договор, особенно если он заключен на 1-2 года. За это время франшиза может просто не успеть окупиться – в результате потраченное время и деньги без ожидаемого финансового результата.
- Франчайзер обещает франчайзи поддержку, обучение и т.д., но эти моменты в договоре не прописываются или указываются двусмысленно. В результате ничего из обещанного франчайзи не получает, а платежи вносить должен, ведь они зачастую указаны очень четко.
Важно! Единственная защита франчайзи – это собственная предусмотрительность и внимательность. Если в договоре что-то неясно или указано недостаточно четко можно отказаться от его заключения.
Отчеты для франчайзера и частота их составления
Контроль франчайзера состоит не только в посещении торгового объекта и отслеживании выполнения стандартов, но и в проверке отчетности со стороны франчайзи. Объемы и сроки отчетности прописываются в договоре и могут отличаться в зависимости от сферы работы, объемов франшизы, количества франчайзи.
Основные виды отчетности:
- Оборот товаров за определенный период.
- Прибыль.
- Количество обслуженных клиентов.
- Текучесть кадров – это особенно важно, если обучение происходит в корпоративном университете или другой подобной структуре.
- Другие отчеты на усмотрение франчайзера.
Заключение
Прав у франчайзи намного меньше, нежели его обязанностей. Это вполне логично, ведь в интересах франчайзера, чтобы налаженная система и его ноу-хау продолжало четко работать.