Понятие франшизы простыми словами – объясняем доступно и подробно
Содержание статьи
Что такое франшиза можно объяснить простыми словами – доступными для широкой аудитории. Экономическая терминология понятна далеко не всегда и не всем, но реально зарабатывать по такой схеме может каждый, если досконально разберется в понятиях и принципе работы по франчайзингу.
Если сказать очень обобщенно – то франшиза – это аренда готового способа заработка, со всесторонней поддержкой со стороны компании, которая является франчайзером.
Понятие франшизы
Для того чтобы понять суть франчайзинга в бизнесе, стоит узнать о некоторых определениях.
Мнение – франчайзинг – это покупка бренда. Это не совсем так, да права на использования торгового знака будут получены, но не только они, кроме того, предприниматель будет использовать:
- Технологии.
- Бизнес-модели.
- Товары франчайзера.
А именно это приносит успех, ведь даже если бренд мегапопулярный, но франчайзи предлагает потребителям не то что они ожидают – успеха не достичь.
Есть такое мнение, что франчайзинг – этот метод тиражирования успешного бренда, это тоже не совсем так. Можно сказать, что это узкий взгляд на понятие. Этим рассматриваемая схема сотрудничества не ограничивается. Франчайзинг – это скорее взаимовыгодное партнерство двух сторон, тиражирование – это один из эффектов такой схемы, но далеко не единственный.
Франчайзинг – это красиво упакованный пакет с инструкциями и общими сведениями. Да, чаще всего именно так и есть, но для того чтобы не нарваться на пустышку, где под красивой оберткой нет больше ничего, нужно внимательно относиться к выбору объекта. В таком случае разочарования от работы по данной схеме не будет.
Если все это обобщить, то выйдет, что франшиза – это схема ведения бизнеса на взаимовыгодных условиях для всех сторон, которая помогает тиражировать бренд, получать прибыль и соответствовать потребности клиента.
Остальные понятия
Для полного понимания, что такое франшиза и как она работает нужно разобраться в основных понятиях, которые используются чаще всего.
Среди них:
- Франчайзинг – это вариант сотрудничества, при котором одна сторона передает другой за определенную плату право на конкретный тип бизнес-деятельности, технологический процесс, товарный знак. За это взимается ежемесячный платеж – роялти. Для того чтобы приобрести права франчайзинга нужно внести первый взнос.
- Франшиза – это то же самое что и франчайзинг, но другой вариант название. Значение купить франшизу и открыть франчайзинг – то же самое.
- Паушальный взнос – тот самый первый взнос, другими словами, цена франшизы. Она уплачивается единоразово франчайзеру, то есть владельцу прав на бизнес, технологию, товарный знак. Очень редко франшизы не предусматривают паушального взноса.
- Франчайзер – это компания, которая владеет правами на производство, продажу товаров, разработку технологии, бизнес-модели. То есть это тот, кто продает франшизу. При передаче за определенную плату своей разработки франчайзер не теряет право собственности, а как бы сдает в аренду. При этом он может заключать любое количество договоров с другими предпринимателями, в том случае, если они не противоречат заключенным ранее.
- Франчайзи – это вторая сторона договора, предприниматель, который приобретает указанные выше права.
- Роялти – это платеж, который нужно будет вносить на протяжении всего срока сотрудничества по договору франчайзинга. Зачастую он оплачивается ежемесячно, независимо от того на какой срок подписан договор. Роялти можно назвать в самом простом виде арендной платой, размер ее около 2-7%. Но чем популярнее бренд, товар, технология, тем такой взнос будет больше. Так для примера при открытии франшизы Макдональдс придется ежемесячно вносить роялти в размере 12,5%.
- Коммерческая концессия – именно под таким названием в Российском законодательстве обозначается франчайзинг. Такие договоры должны регистрироваться в установленном законом порядке.
Как работает франшиза: взаимодействие участников
Франчайзинг – это сотрудничество компании, которая уже сделала себе имя с новым предпринимателем, который в начале своего пути или имеет минимальные навыки в этой сфере. Средний период заключения договора – 5 лет, но бывает как меньше, так и больше. В данной схеме каждый имеет свое место и порядок взаимодействия.
Так задача франчайзера предоставить франчайзи наработки, поддержку, теорию собственного бизнеса. В его интересах ускорить развитие дочернего предприятия, но при этом процесс развития и формирования нового филиала нужно контролировать. Для того чтобы все прошло удачно, заинтересованный в результате франчайзер сделает все от него зависимое.
То есть он может не только предоставить пакет фрашншизы, но и:
- Помочь в заключение договоров поставки.
- Обеспечит обучение персонала и самого франчайзи.
- Предоставит кредит для открытия бизнеса.
- Поможет с закупкой необходимого оборудования.
Что касается франчайзи, то он получает все, что нужно для ведения своего бизнеса, базируясь на информационном и иногда материальном обеспечении. При этом нельзя сказать, что он может отдыхать, пользуясь готовой бизнес-моделью. С первого взгляда, так показаться может, но это главное заблуждение всех начинающих франчайзи.
Работать придется и довольно много, упорно. Все потому, что не соблюдая стандартны продажи, обслуживания, технологи производства можно просто потерять контракт с франчайзером.
Конечно в этом случае деньги, которые уже вложены в дело, возвращены не будут. А если еще и есть кредит, то его придется возвращать, причем в этом случае уже не будет бизнеса, который дает ресурсы для оплаты.
К такому взаимодействию, как франчайзинг относиться легкомысленно нельзя, ведь на кону деньги и деловая репутация.
Также франчайзи нужно быть готовому к тому, что франчайзер его будет контролировать и регулярно проверять. Особенно на первых порах, пока бизнес-партнеры друг друга знают не очень хорошо. К постоянному контролю и замечаниям нужно привыкнуть, ведь франчайзер заинтересован не только в развитии своего бизнеса, но и качестве его.
Обязанности сторон
Для того чтобы выгодное взаимодействие состоялось важно, чтобы обе стороны выполняли свои обязанности в полной мере.
Франчайзер должен:
- Установить фиксированные объемы платежей по договору – первый взнос, роялти.
- Передать деловую и техническую информацию. В том числе обеспечить обучение.
- Документальное описание всех правил, положений. Только имея задокументированные стандарты, процедуры ведения дел, производства, технологий получиться передать данные франчайзи, чтобы и его лицензионная компания смогла так же успешно развиваться. Только в этом случае удастся достичь высокого качества, за которым пойдут потребители.
- Поддержка – она обязательна, ведь предприниматель должен полностью войти в дело, чувствовать себя в нем комфортно.
- Предоставить защищенную территорию. В договоре должна быть предусмотрена определенная территория для ведения бизнеса конкретным франчайзи. Заключать договора с другими, предпринимателями по франшизе для работы его в защищенной территории, они не могут.
Франчайзи тоже имеет немало обязанностей, среди них:
- Выплачивать все необходимые взносы, которые указаны в договоре в обозначенные сроки.
- Использовать торговую марку в пределах договоренности.
- Соблюдать политики компании, стандарты продажи/обслуживания/производства.
- Следование правилам, составленным франчайзером.
Обратите внимание! Есть определение как франчайзеры видят идеального франчайзи – «Бить в бизнесе самостоятельно, но не одному».
Заключение
Специфика такого бизнеса, как франчайзинг, довольно глубокая, но и ее можно объяснить простыми словами. Процесс для двух сторон взаимовыгодный, но важнее всего в таком партнерстве – это обоюдное соблюдение всех договоренностей.